Чукотский северо-восточный техникум посёлка Провидения
История
Чукотский северо-восточный техникум посёлка Провидения: ЗДЕСЬ УЧАТ РАБОТАТЬ!
В конце сентября 1957 года к причалу Провиденского морского порта пришвартовался грузопассажирский пароход «Балхаш», на котором прибыли первые руководители и организаторы строительного училища № 10, тогда еще Хабаровского краевого подчинения.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
В конце сентября 1957 года к причалу Провиденского морского порта пришвартовался грузопассажирский пароход «Балхаш», на котором прибыли первые руководители и организаторы строительного училища № 10, тогда еще Хабаровского краевого подчинения.
Решение о создании училища было принято в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 16 марта 1957 года «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера», в котором было, в частности, записано «открыть в поселке Провидения на базе «Провиденстроя» двухгодичную строительную школу по подготовке для колхозов плотников, столяров, печников из молодежи коренного населения…».
Создание строительной школы в этот период объяснялось тем, что на Чукотке началось широкое жилищное строительство. Это было связано с задачами социально-экономического преобразования края. Если «до 1954 года колхозниками Чукотки было построено 189 домов…, то в 1957 году построено 304, в 1958 году – 561 дом для колхозников».
Работа по организации училища, а также по подбору преподавательских кадров была поручена Евгению Николаевичу Анисимову, он и стал первым директором училища. Вместе с ним осенью 1957 года на пароходе «Балхаш» в Провидения прибыли первые работники: Знахарь Виктор – зав. учебной частью, Пополитов Юрий Васильевич – помощник директора по воспитательной работе, Семкина Антонина Степановна – старший бухгалтер.
Директор училища и его помощники были подобраны для работы Хабаровским краевым управлением профессионального технического образования. Остальные сотрудники были рекомендованы «Провиденстроем» на должности мастеров производственного обучения: Бурлаков Илья, Евгений Иванович Попов и Каземир Каземирович Дзенис стали мастерами плотников, Алексей Баженов – мастером штукатуров. Коваленко Константин Иванович – мастер печников – прибыл в Провидения в 1958 году по направлению Хабаровского краевого управления профтехобразования.
В первый год работы ремесленного училища было организованно три группы: две плотников и одна – штукатуров-печников. Обучение в этих группах вели мастера И.Бурлаков, К.Коваленко, Е.Попов.
Основную массу учащихся составляли представители коренного населения, приехавшие из колхозов Магаданской области. Они с большой гордостью надели гимнастерки, шинели, фуражки с эмблемами РУ (ремесленное училище).
Обучение учащихся проходило по предметам: специальная технология, материаловедение, черчение, политзанятия, производственное обучение. Занятия проводились в учебном корпусе, а также в столярной и штукатурной мастерских.
На практических занятиях учащиеся изготовляли табуретки, столы, вешалки и другие предметы, и все это бесплатно отдавалось в школы-интернаты и детские сады.
В 1959 году состоялся первый выпуск училища – 46 человек. Приказом директора № 58 от 29 сентября 1959 года аттестат № 1 вручался Е.Горину. Ему присваивалась профессия плотника пятого разряда.
Интересны воспоминания первых работников училища. Вот что написала нам с Украины Антонина Степановна Семкина:
«1957 год. Все мы ехали на север впервые! Север! Кого только не пленил он своей суровой природой! Разве найдутся на земле люди, которые не мечтали бы о быстрых оленьих или собачьих упряжках, о ночах, проведенных в яранге за разговорами у очага или у костра на берегу моря, о неповторимой и завораживающей красоте тундры - крае вечных снегов и льдов!
По сравнению с современными производственными мастерскими, учебной техникой и компьютерными классами, о чем я узнала из студенческой газеты «Роза Ветров», прошлое училища было нищим. Учебный корпус был деревянным, одноэтажным, в другом корпусе находилась администрация и клуб, учебные мастерские. Это были помещения казарменного типа...
Учащиеся жили в общежитии, которое представляло собой двухэтажное деревянное здание. Там же жили некоторые преподаватели и сотрудники училища. Холодно было, но все жили не тужили, выполняя свой долг перед Родиной. Сначала готовили специалистов строительных профессий: плотников, штукатуров, маляров, печников.
После первого года обучения учащиеся под руководством мастеров производственного обучения выехали на практику в поселок Новое Чаплино, колхоз «Новая Заря», где строили административное здание, детский садик, магазин, жилые дома, а также пионерский лагерь на Горячих ключах».
К слову сказать, в те годы, за время летних производственных практик, руками учащихся было полностью отстроено Новое Чаплино, возведены десятки деревянных домов в Сирениках, Нунлигране и многих других селах Чукотки.
Округ развивался, и вскоре в училище начинают готовить рабочих по специальностям тракторист и моторист, а в 1962 году, в связи с началом строительства на Чукотке зданий из железобетонных конструкций, было введено обучение специальности «арматурщик-бетонщик».
К этому времени расширяется и учебная база училища. Здесь имелось два общежития, клуб, штукатурная и столярные мастерские, а также кабинеты: арматурщика-бетонщика, плотника-столяра, штукатура-маляра, политзанятий.
В 1965 году принимается решение о преобразовании строительного училища в Провиденское городское профессионально-техническое училище № 10, которое выпускало каменщиков, столяров, плотников, арматурщиков, сантехников, бетонщиков, монтажников и радистов-операторов. На работу в ГПТУ направляются лучшие производственники СМУ «Провиденстрой» - шефов училища. В этот период училище в основном готовило рабочих для строительных организаций Колымы, Чукотки, Якутской АССР.
В 1968 году, с изменением характера подготовки учащихся, ГПТУ преобразуется в сельское профессионально-техническое училище № 10. Теперь здесь стали готовить работников сельского хозяйства – оленеводов-радистов, а с 1972 года началась подготовка очень важной для совхозов Чукотки специальности оленевода-механизатора широкого профиля. Учащиеся этих групп изучали устройство и вождение трактора, вездехода, радиоаппаратуру.
В 1971 году училище переехало в новый, двухэтажный корпус. Для обучения учащихся здесь были созданы кабинеты электротехники, две радиолаборатории, специальной механизации, электроматериаловедения – всего одиннадцать. Почти все наглядные пособия - макеты, стенды, плакаты были изготовлены руками учащихся.
Укрепилась техническая база училища. В 1977 году имелось пять автомобилей, столько же вездеходов, девять тракторов. Производственная практика учащихся проходила в основном на базе совхозов «50 лет Октября», «Заря коммунизма», «Канчаланский». Руководство практикой возложено на опытных мастеров.
В семидесятые годы почетом и уважением в училище и в районе пользовались П.М. Гашенко – заместитель директора по учебной и воспитательной работе, награжденный за плодотворную деятельность орденом «Знак Почета», мастера производственного обучения Н.В.Абрамович, А.Н.Горбунов, преподаватель технического черчения Ю.Ф. Алексеев, преподаватель знаний специальной механизации А.Ф. Канунников и другие.
С 1976 года в училище началась подготовка рабочих по специальности «слесарь по ремонту оборудования тракторов и автомашин». В 1977 году в училище обучалось почти 300 человек, которым предстояло работать в совхозах Колымы и Чукотки. За первые 20 лет работы училища из его стен вышло около двух тысяч рабочих, из них одна треть – представители малых народностей.
Надо подчеркнуть, что училище всегда старалось идти в ногу со временем и живо откликаться на потребности народного хозяйства Чукотки в специалистах.
Сегодня мы готовим: механизаторов, сварщиков, сантехников, электриков, кожгалантерейщиков, охотников-промысловиков, резчиков по кости, поваров, швей, бухгалтеров, работников торговли, водителей и так далее. Филиалы училища открыты в Нешкане, Лорино, Уэлене, Новом Чаплино и Нунлигране.
Сегодня мы строим новые планы. Наверняка, с возобновлением в этом году в Провиденском районе геологоразведки на уран, у будущего горнодобывающего предприятия появится потребность в рабочих профессиях. На его предпусковой цикл, судя по сообщениям СМИ округа, выделено полмиллиарда рублей. Это сырьевая база атомной энергетики и оборонки России. Для осуществления этого проекта понадобятся специалисты. И их нужно готовить на месте. В этом направлении мы уже начали работать.
За 50 лет своего существования, а нынешний год для училища юбилейный, из его стен вышло около восьми тысяч специалистов для народного хозяйства Северо-востока страны. Это целая трудовая армия созидателей, гордость Чукотки.
Сегодня юбилей является своего рода стержнем работы, вокруг которого организовывается весть учебно-воспитательный процесс по подготовке рабочих кадров.
Хочется, чтобы сегодня в него включились и выпускники, и работники, бывшие и настоящие, чтобы укрепилась связь поколений, чтобы и ветеранам училища и бывшим учащимся было приятно вспоминать годы учебы, и даже, не учебы, а полноценной жизни в «строительной школе», «ремеслухе», «фазанке», ГПТУ-10, СПУ-2…
Не совсем скромно звучит, но сегодня мы привязываемся к государственным программам. Поэтому в рамках национального проекта мы разрабатываем свои, которые отвечают сегодня тем задачам, которые поставлены перед нами. Для себя мы считаем приоритетными проектами и постоянно в процессе учебы их дорабатываем это: «Дом для тундры», это «Газета «Роза Ветров», это «Исторический клуб «Истоки». А они уже обрастают многообразием сопутствующих дел.
Музей, который мы сейчас создаем и откроем в дни празднования юбилея, – это одна из важнейших частей всей этой системы образования и воспитания, потому что в наших условиях музей несет важнейшую, связующую функцию – воспитательную, образовательную, тем более на территории национального района. Можно было оставить тот музей, который у нас был.
Его нам хватало, этого казалось достаточно, но для тех задач, которые мы решали последние 10 лет. Это было традиционно, Из года в год одно тоже. Как и в любом образовательном учреждении. В настоящей ситуации этого музея нам мало. Нам нужен музей уже иной, который в большей степени был бы инструментом в решении задач, которые мы перед собой ставим сегодня, более связующим, более проработанным. Поэтому, в этих рамках проект «Музей» - один из важнейших в нашей работе.
ВСЕ СВОИМИ РУКАМИ
Какой главный принцип заложен в подготовку ваших учащихся? Практика! Умение делать все своими руками. То есть учащийся должен научиться ездить на тракторе, ремонтировать, и делать, и показать другим. Он должен уметь сделать военный костюм, он должен уметь расписать стены. Здесь, как всегда, решая одну задачу, мы стараемся сразу решить их несколько, то есть, мы торопимся жить. И ничего здесь, мы считаем, страшного нет. Ребенок должен уйти от нас подготовленным, по возможности, как можно больше. А как раз в условиях сельского училища, где ему более комфортно, надеюсь, не отсидеться здесь, а именно получить больше возможностей для дальнейшей жизни.
Скажем, если девушка вышла замуж и находится в положении, то она, уходя в декретный отпуск, шьет себе приданное, полный комплект необходимых для новорожденного вещей, и делает это собственными руками. В общем-то, по традиции, это как мать готовит, бабушка готовит и так далее. К сожалению, бывает так, что сейчас эта связь времен разорвана. Зачастую родители не способны это делать, да и сами не умеют, потому что социализм разрушил, прежде всего, семью, на мой взгляд. И мы должны восстановить вот эту традицию эту традицию – подготовки к семейной жизни. И это немаловажный фактор. И если мы все не можем решать, но вот этот элемент родителей на себя берет училище, хоть это и звучит достаточно громко, но это есть, чтобы ребенок знал, как все этот нужно делать, то есть она уже становится хозяюшкой.
И это немаловажный психологический фактор. Скажем, можно шить какие-то салфеточки, то, что никому не нужно, ткань тратить на что-то, а можно шить изделия необходимые, скажем в такой ситуации, или для каких – то иных целей.
Вот, к примеру, исторический клуб. Это не просто какие-то вещи, это целый комплекс. Скажем, швейный цех изготавливает изделия по лекалам, выкройкам и так далее, шьет одежду для учащихся, которые участвуют в съемках фильма, восстанавливают исторические события, но это одежда, настоящая одежда, которая в сражениях рвется, уничтожается, шьется новая. То есть в этой камлейке можно и воевать, в ней можно пасти оленей, и можно идти на какие-то работы.
Так же и сварочный цех. Можно просто так показывать отработку швов на старых ржавых железках и так далее, что мы и делаем, но там, где возможно что-то сделать, подставки. Подвески для цветов красивые и так далее. Мы делаем даже для исторического клуба – изготовление копья, наконечников стрел, кольчужных доспехов.
Кроме всего прочего, сварщики работают в другом проекте. «Дом для тундры». Там громадный комплекс работ. Сейчас мы видоизменили этот проект. Ведь для детей необходимо что-то новое. Стандартные изделия, уже отработан механизм, технология. Это для поточного производства – хорошо, а для нас это, как раз, плохо.
Вот сейчас мы в рамках этого проекта создали новый тип домика – трансформера, который легко транспортируется, еще более легче устанавливается в тундре, который является комбинированным домиком. Мы его будем использовать при съемке фильмов, на рыбалке, в организации спортивных зимних состязаний по национальным видам спорта.
Мы стараемся предугадать то направление. Которое будет наиболее востребовано. Наверное. Только лишь торгующая страна не имеет будущего. Она должна еще делать, создавать продукцию, полезные изделия. Мы на своем уровне эту задачу решаем.
СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО
Живое культурное наследие – языки эскимосов и чукчей, их духовный мир, религиозные, охотничьи и бытовые традиции, фольклор – представляют не меньшую ценность, чем археологические памятники. Опыт предков является связующим звеном времен и поколений, служит нам стартом в будущее. Это направление поддерживается и развивается в процессе обучения детей в нашем училище. Создан и активно действует исторический клуб «Истоки». Учащиеся собираются для общения, изучения истории Чукотки, принимают активное участие в выездах на так называемые «военные действия», тренируются во владении копьем, луком, двигаются: нападают и защищаются в доспехах - металлических, костяных, из китового уса. Но нельзя воспринимать эту работу только лишь как досуговую деятельность.
Исторический клуб – это не кружок. Это наш проект, который по замыслу, как течение реки, должен вовлечь в свое движение другие, пока «застойные воды».
Часть уроков производственного обучения должны иметь в основе изготовление предметов быта народов севера, древнего оружия, как с использованием современных технологий, так и традиционных методов работы.
Кроме этого мы во многом силами учащихся создаем инфраструктуру клуба: это изготовление жилья и приготовление пищи в походных условиях, переезды и способы добычи пищи в тундре, и многое другое. Как это происходит, расскажу на примере нескольких эпизодов.
Главными участниками этих исторических реконструкций являются учащиеся, которые своими руками на занятиях по производственному обучению (слесарному и сварочному делу) изготавливают воинские доспехи – кольчуги, щиты и оружие древних воинов: копья, луки, стрелы, ножи, пращи. Девушки шьют старинную одежду чукотских и эскимосских воинов, шапки, украшают все это мехом, бисером, колчаны для стрел из кожи, торбаса, рукавицы и прочее.
Все готово. Дети воодушевлены и отправляются на мыс Пузина, сопку Беклемишева, в бухту Цветок, на озеро Истихед, на косу Пловер, где проходят спортивные состязания, восстанавливаются события давно минувших дней. В планах клуба – боевые действия на собачьих упряжках на полуострове Матлю в бухте Ткачен. Все эти районы – места исторических поселений эскимосов и чукчей. Здесь все дышит историей.
Снимается фильм. Суетятся фотографы и операторы, а главный режиссер и вдохновитель участников съемок наш директор - заражает весь коллектив своим азартом. В процессе всей этой работы идет постоянный творческий поиск: совершенствуются формы, методы, изучается историческая литература, обычаи и традиции народов Чукотки.
Проходит время, ребята устали, проголодались. Где согреться, отдохнуть? И здесь на помощь приходят наши ребята из группы «Монтажник сантехнических систем и оборудования. Сварщик». Их умелыми руками совместно с мастерами изготовлены домики для тундры, где можно согреться горячим чаем, пообщаться, отдохнуть. Чтобы домики были более мобильными, решили делать новую модификацию. Домик – трансформ для лета и зимы – сани и облегченный каркас из металла и дерева, утепленные: деревянный пол и брезентовый верх.
Главное, не стоять на месте. Усложнить задачи и их решать. Я хотела бы отметить работу многих преподавателей и мастеров производственного обучения, которые уже прониклись общей идеей, - Г. Яновской, Н. Москвичевой, В. Тельпине, П. Напагиргина, В. Баланаева, Ю.Крутько, А. Залогина, А. Трегубова, М. Хазееву, М. Беликову. Много сил и времени отдают изготовлению и вышивке одежды, колчанов, торбас такие учащиеся, как Наталья Нутетгивев, Оксана Утек, Галина Корчевая, Вера Келеуги, Ирина Кыльвына, Нина Рахтыргина, Таисия Деревинская, Семен Ашкамакин. Нет равных в изготовление древнего оружия Алексею Танко, Александру Ашкамакину и Игорю Смирнову. Одновременно эти ребята занимаются подготовкой вельбота к окружной регате, которая пройдет летом в бухте Ткачен. Хвалят мастера и учащихся, занятых на изготовлении экспериментальных передвижных домиков для тундры: С. Чайвырахтына, Ю. Райпауна, Г. Воздвиженского, Н. Эйненны, Н.Акбердина.
Таким образом, ребята не только учатся шить, производить сварочные работы, готовить еду, ремонтировать технику, они совмещают производственное обучение с занятиями в историческом клубе, что наполняет весь учебный процесс новым содержанием. А это значит, рождается коллектив, способный решать не только производственные задачи.
ВПЕРЕДИ – ЭКЗАМЕНЫ!
Студенты – народ предприимчивый! Так девушки из 235-й группы «Хозяйка усадьбы» готовясь к практическому экзамену по кулинарии под руководством мастеров Беликовой М.В. и Кушевой Ж.А., готовят салаты из замороженных овощей. И это им вполне удается. Намного труднее приходится учащимся, получающим квалификацию швеи, ведь совместить выбранную модель с имеющимися в наличии тканями почти невозможно, но делать надо. В этом году их курсовые работы будут тесно связаны с работой исторического клуба «Истоки», т.к. на экзамен некоторые из них будут шить национальную одежду.
Группа № 225, в которой обучаются монтажники санитарно-технических работ и сварщики, трудятся над курсовыми работами, объединенными одной темой «Дом для тундры». Очень оригинальный и трудоемкий проект. Немало усилий прикладывают для его реализации студенты, по своему направлению работы, и в этом им помогает опытный наставник, преподаватель слесарно-монтажных и сварочных работ Залогин А.П., у которого за плечами богатый профессиональный опыт работы.
Не менее ответственные экзамены предстоит выдержать нашим выпускникам 215-й группы «Мастер по ТО и ремонту МТП. Водитель категории «С». Экзамен по правилам дорожного движения и вождение у них будет принимать инспектор ГИБДД из Анадыря. Пожелаем им хорошей подготовки к предстоящим испытаниям.
Если старшекурсники с волнением и тревогой ждут приближающиеся экзамены, то учащиеся первого курса, наоборот, с нетерпением, потому что чем раньше они сдадут их, тем быстрее поедут домой к родным и близким по которым очень соскучились. Но и чувство страха их тоже одолевает – как бы не получить двойку или не вытянуть самый трудный билет на экзамене.
Поэтому наши первокурсники очень серьезно относятся к занятиям. Особо хочется отметить учащихся 136 группы «Хозяйка усадьбы. Продавец, контролер-кассир». Как посещаемость, так и подготовка к занятиям в этой группе на высоте. А такие ребята, как Киту Елена, Ашкамакин Семен, Ровтытагина Екатерина успевают везде, и в учебе, и общественной жизни училища.
«РОЗА ВЕТРОВ» - ПЕРВЫЕ ПЯТЬ ЛЕТ!
Накануне Нового 2001 года вышел первый номер свободной газеты ассоциации учащихся СПУ-2 «Роза Ветров». «Первыми, кому пришла идея создать газету об училище, были учащиеся группы 270 – бухгалтера второго курса. Это – Ананаут Валентин, Тымкино Татьяна, Кымырультына Мария, Викдорчик Олеся, Ананаут Александра, Савченко Олеся, Инанкеуясь Елена».
Символично, что в первом же номере газеты в своей статье «Пусть ветер перемен наполнит ваши паруса» есть такие слова: «Ассоциация, члены редакционной коллегии выпуском первого номера своей газеты «Роза Ветров» начинают большую, трудную работу, главной целью которой, я надеюсь, станет вовлечение учащихся в преобразовательскую деятельность на Чукотке…
Мы все хотим, чтобы наши студенты стали личностями, умелыми работниками, рачительными хозяевами, современными предпринимателями, любящими и любимыми в будущем родителями.
Мы думаем, что газеты станет другом, помощником, советчиком ребят и девчонок, как на время учебы, так и по окончании училища. Хотелось бы, чтобы ее страницы были свободными для общения, юмора, обмена идеями, для освещения любых волнующих вопросов.
Пусть ветер перемен наполнит ваши паруса! Удачи! Успехов!
Желаем всем… всяческих успехов вместе с обновляющейся Чукоткой!».